Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Единый день информирования

Дата: 15 января 2020 в 22:46, Обновлено 31 января 2022 в 12:53

15.04.2021

Темы единого дня информирования

Сохранение исторической памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне

О пожарной безопасности в Гродненской области

О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

18.03.2021

Темы единого дня информирования

15 Марта - День Конституции Республики Беларусь

О пожарной безопасности в Гродненской области

Профилактика преступлений, связанных с неправомерным завладением реквизитами пластиковых банковских карт и хищением средств с карт-счетов граждан, а также в сфере высоких технологий

21.01.2021

Темы единого дня информирования

Профилактика пожаров и предупреждение чрезвычайных ситуаций в жилом секторе

17.12.2020

Темы единого дня информирования

О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

Профилактика острых респираторных инфекций и инфекции  COVID-19

21.05.2020

Темы единого дня информирования 21 мая 2020г.:

1. Об итогах социально-экономического развития Гродненской области за первый квартал 2020 года 

2. Обеспечение безопасности детей на каникулах и организация их занятости;

Обеспечение безопасности детей

на каникулах и организация их занятости

Скоро наступит пора отпусков, у школьников ‑ летние каникулы. Впереди три радостных и солнечных месяца. Родители собирают детей в лагеря, многие поедут на дачи или останутся дома. Но вместе с тем, отпускной период таит в себе и ряд опасностей, особенно для маленьких граждан нашей страны. Кроме этого, нельзя забывать, что не у всех родителей отпуск совпадает со школьными каникулами, и не все могут на лето отправить детей к бабушкам. Поэтому взрослые обязаны организовать безопасное времяпрепровождение своих детей, даже если кажется, что они уже взрослые.

Очень важно, чтобы ожидания от каникул не обернулись несчастьями, травмами, не привели подростков в сомнительные компании, не способствовали тому, чтобы дети оказались способными преступить закон или совершить правонарушение.

Ежегодно в Беларуси от различных травм гибнет более 150 детей, 50-90 становятся инвалидами. По данным МЧС за 2019 год, в Республике Беларусь травмирован 21 ребенок (за 2018 год травмировано 12 детей).

Гибель на воде

По оперативным данным ОСВОД за 2019 год, в Республике Беларусь от утопления погибло 362 человека, в том числе 24 несовершеннолетних.

Из общего количества утонувших (362 чел.) при купании утонуло 100 человек, из них 8 несовершеннолетних.

Спасено 320 человек, в том числе 117 несовершеннолетних.

Предупреждено за нарушение Правил охраны жизни людей на водах 15751 человек, в том числе 2484 несовершеннолетних.

Основными причинами несчастий на воде в большинстве случаев становятся оставление малолетних детей без присмотра, а также неосторожное поведение детей подросткового возраста.

Справочно: В мае 2019 года в Дятловском районе Гродненской области при купании в Заславском водохранилище утонул юноша 2002 года рождения.

В июне 2019 года в Лидском районе Гродненской области при купании в реке Неман утонула несовершеннолетняя 2005 года рождения.

Как этого избежать:

Необходимо тщательно изучить с ребенком правила поведения на воде, рассказать об опасностях, с которыми можно столкнуться при их несоблюдении, а также самому взрослому помнить о мерах безопасности.

Детям категорически запрещено купаться без присмотра взрослых. Мамы и папы, не отвлекайтесь, когда ваш ребенок находится в воде!

Не разрешайте вашим детям плавать на каких-либо подручных средствах, например, на надувных подушках, надувных матрацах. Помните, что они могут лопнуть, и ваш испуганный ребенок окажется в воде.

Не разрешайте детям нырять в незнакомых местах и не делайте этого сами. Под водой могут быть камни или деревья, и тогда такой отдых закончится, в лучшем случае, травмой.

Следите, во что играют ваши дети, когда находятся в воде. Расскажите им о том, что такие игры, как «топить» своих друзей или «прятаться» под водой могут привести к тяжелым последствиям.

Такие несложные правила поведения на воде помогут избежать трагедии и сохранить жизнь и здоровье вашим детям. И самое главное правило – нельзя оставлять детей без присмотра. Будьте всегда рядом с ними, и тогда ваш отдых принесет семье только радость и положительные эмоции.

Нельзя не обратить внимание на опасность посещения меловых карьеров, купания в них, отдыхе на берегах и склонах и прилегающей территории. Карьеры относятся к  производственным объектам повышенной опасности, имеют большую глубину и не приспособлены для купания, борта карьеров склонны к внезапным обрушениям. Спасти человека на таких объектах крайне сложно. Неутешительной является и статистика несчастных случаев: по данным ОСВОД только за последние годы на карьерах утонуло более 10 человек.

Шалость с огнем и гибель на пожарах

Говоря о проблеме гибели и травматизма детей нельзя не сказать и о пожарах. Часто дети получают серьезные травмы и ожоги в результате шалости с огнем. Проводя «эксперименты» дети становятся поджигателями домов, хозяйственных построек.

В 2019 году количество пожаров в республике по сравнению с 2018 годом незначительно увеличилось - с 6102 до 6136. Однако сократилось количество жертв пожаров: в 2019 году на пожарах погибло 494 человека, из них 2 детей, тогда как в 2018 году – 526 человек, из них 9 детей.

В Гродненской области за 2019 год гибели и травмирования детей не допущено (за аналогичный период 2018 года на пожарах погиб 1 ребенок).

Анализ пожаров по причине детской шалости свидетельствует о том, что вызваны они отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнем, а также недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых.

В 2019 году в Гродненской области произошло 17 пожаров по причине детской шалости, за истекший период 2020 года – 2 пожара в Гродненском и Новогрудском районах (для сравнения: в 1 квартале 2019 года – 7).

Справочно: В апреле 2020 года на сельскохозяйственном поле вблизи аг.Квасовка Гродненского района произошел пожар скирды соломы. В результате пожара огнем уничтожено 47,4 тонн соломы на сумму 1915,15 белорусских рублей. Причина пожара – шалость с огнем двух несовершеннолетних 2008 и 2010 года рождения.

Также в апреле 2020 в д. Каменка Новогрудского района по причине детской шалости с огнем по вине несовершеннолетнего 2015 года рождения произошло возгорание деревянной хозяйственной постройки. В результате пожара уничтожена кровля и перекрытие, повреждены стены, имущество.

Эксперименты с легко воспламеняющимися жидкостями – один из любимых видов развлечений детей.

Каждый из родителей должен задуматься, перед тем как оставить своего ребенка без присмотра, и предугадать, чем его ребенок будет заниматься, когда останется один. Именно поэтому обучение детей основам безопасного поведения нужно начинать как можно раньше. В детском возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить пожары или сориентироваться в сложной ситуации. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички, познакомить со свойствами огня, вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем – это далеко не все вопросы, которые родители должны постоянно обсуждать со своими детьми.

Установлением обстоятельств происшествия пожаров занимаются  сотрудники РОВД. В случае причастности подозреваемых школьников к происшествию, их родителям придётся заплатить административный штраф, а также возместить хозяйству нанесенный ущерб.

Как этого избежать:

Костер – это большой соблазн, таящий в себе опасность. Мало какой школьник может устоять против этой манящей стихии. Поэтому, лучше предупредить трагедию, объяснив детям технику безопасности:

Не разжигать костер бензином и тому подобным.

Даже отлетевшая искра может причинить вред, поэтому нужно держаться от костра подальше.

Нельзя жечь костры вблизи легковоспламеняющихся объектов, особенно возле машин; взорвавшийся бензобак может принести большую беду.

Не бросать в огонь посторонние предметы с взрывчатыми веществами. Постоянно напоминать детям об опасности игр со спичками и зажигалками.

Хранить спички в недоступном для детей месте.

Безопасность при пожаре:

При возникновении пожара сохраняйте хладнокровие и звоните в Единую службу спасения по телефону 112 или в пожарную службу 101. Если телефон отсутствует, сообщите о пожаре соседям или прохожим.

Уходите по наиболее безопасному в данной ситуации пути, если есть возможность – на улицу через лестничную клетку (если она не заполнена дымом).

При пожаре ни в коем случае не пользуйтесь лифтом.

Для защиты органов дыхания от дыма и продуктов горения используйте полотенце, кусок плотной ткани, обильно смоченные водой.

Не открывайте окна и двери, чтобы выпустить дым: чем больше воздуха, тем сильнее пожар и тяга.

Если дым заполнил все выходы, в т.ч. лестничную клетку, то плотно закройте входную дверь своей квартиры, законопатив все щели мокрыми тряпками.

Если дым уже проник в квартиру, держитесь около пола: там всегда есть свежий воздух. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.

Знайте, что огонь на лестничной клетке распространяется только в одном направлении – снизу вверх.

Не спускайтесь по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней (падение почти неизбежно). Не прыгайте из окон (начиная с третьего этажа каждый второй прыжок смертелен).

Дорожно-транспортный травматизм

Одной из самых больших проблем является детский дорожно-транспортный травматизм. Как показывает статистика, для детей пешеходов характерны те же нарушения Правил дорожного движения, что и для взрослых участников движения. Наиболее распространены – переход улицы в неположенном месте, неожиданное появление на проезжей части из-за транспортных средств, сооружений.

Родителям необходимо объяснять своим детям Правила дорожного движения, как правильно вести себя вблизи проезжей части, а также следить за тем, чтобы дети не играли и не катались на велосипедах на дорогах. И не только объяснять, но и самим при переходе проезжей части показывать положительный пример детям. Родителям, перевозящим детей в транспортных средствах, надлежит оборудовать автомобили детскими удерживающими устройствами.

В Беларуси с начала года произошло более 327 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. С начала текущего года 16 детей погибли и 340 получили ранения.

Как этого избежать:  

Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом, квадроциклом).

Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять.

Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.

Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

Игры на улице

О том, что за детьми нужен глаз да глаз ни для кого не секрет. Ведь предусмотреть их поведение и их поступки порой просто невозможно.

 Справочно: В 2018 году в г. Ивацевичи Брестской области в гараже своего дома девочка нажала на кнопку закрытия ворот и хотела пройти под опускающимся роллетом, но споткнулась и упала. Ворота опустились на шею ребенка. Девочку госпитализировали в реанимационное отделение местной больницы.

Не подозревая об опасности, подростки влезают на вагоны, линии электропередачи, чтобы сделать красивый снимок и выложить его социальную сеть.

Справочно: В 2018 году в Брестском районе подростки залезли на вагон грузового поезда и были поражены электрическим током высоковольтных проводов.

Детей часто манят высокие деревья, на которые им хочется залезть. Это сложно предотвратить, но травм можно избежать, если обратить внимание на возможную опасность и научить детей делать это правильно.

Советы родителям

Если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги, а предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность, все же разумно контролируйте его.

Детям старшего школьного возраста также необходимо напоминать о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям.

Разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь, где и с кем они гуляют, как проводят свободное время.

Поддерживайте порядок в содержании домового хозяйства (закрывайте выходы на крыши, защищайте перила лестничных проемов, не оставляйте открытыми люки подвалов, колодцев, ограждайте траншеи при земляных работах, ограничьте доступ к ремонтируемым зданиям). Решите проблему свободного времени детей.

Помните! Поздним вечером и ночью (с 23.00 до 6.00 часов) детям и подросткам до 16 лет законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.

Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей.

Всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так как количество травм именно в этот период времени возрастает.

Будет правильно рассказать ребенку о конкретных действиях хулиганов, которые привлекают жертву разными способами: предложениями и обещаниями показать животных, угостить вкусным, показать что-то на компьютере. Они могут сослаться на родителей, якобы они попросили привести ребенка. Твердым правилом должно быть «Никогда ни с кем не уходить со двора». Всегда спрашивать у родителей разрешения, чтобы куда-то отлучаться от дома (даже пойти в гости к друзьям).

Правила безопасности на улице для несовершеннолетних:

котлованы, строительные площадки, специальные сооружения (трансформаторные будки и т.д., имеющие специальное ограждение)- места, не предназначенные для игр;

на территорию крыши и чердака категорически запрещено подниматься;

если ты увидел бесхозный предмет, не трогай его, каким бы привлекательным он не казался – предмет может оказаться взрывным устройством!;

не вступай в контакт с незнакомыми людьми. Никогда не садись в машину к незнакомым людям, даже если будут предлагать что-то подарить или покатать;

не входи в подъезд и, тем более, в лифт с незнакомыми людьми;

обходи стороной группы агрессивно настроенных людей – с их стороны возможны непредсказуемые действия, которые могут привести к опасным последствиям;

не стоит демонстрировать свой мобильный телефон или деньги в многолюдных местах;

домашние животные порой могут причинить вред, будь осторожен в общении с ними, не дразни их, не приближайся к незнакомым собакам;

не гуляй без родителей в темное время суток. 

Окна:

Одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах, является падение из окна. В последнее время подобные случаи происходят с ужасающей периодичностью. Большинство падений происходит из-за недостатка контроля за поведением детей со стороны взрослых, рассеянности родных и близких, забывающих закрывать окна, отсутствия на окнах блокираторов  или оконных ручек-замков, неправильной расстановки мебели, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники, наличие москитных сеток, создающих иллюзию закрытого окна

Справочно: В 2019 году в г. Быхов Могилевской области четырехлетний мальчик выпал с балкона 5-го этажа. Ребенок находился в квартире один, его мама, полагая, что он спит, отлучилась в магазин. По счастливой случайности, в результате падения мальчик получил лишь ушибы и ссадины.

В г. Гомеле трехлетний ребенок выпал из окна 7-го этажа на бетонную плиту и разбился насмерть: малыш был в гостях у бабушки и дедушки, однако на момент происшествия находился в комнате один. 

В апреле 2020 года в г. Вилейке Минской области из окна многоэтажки выпал 9-месячный мальчик. Женщина уложила сына спать в люльку и поставила ее на письменный стол, стоявший вплотную к окну. Приоткрыла створку для проветривания и ушла в другую комнату заниматься домашними делами. Ребенок спал примерно полтора часа. А когда проснулся, выбрался из люльки, направился к окну и выпал со второго этажа.

Следует помнить, что нельзя рассматривать москитную сетку как средство против падения, так как ни одна москитная сетка не рассчитана на вес даже самого маленького ребенка. 

Как этого избежать:  

Не оставляйте малолетних детей без присмотра даже на несколько секунд. 

Ребенку необходимо регулярно объяснять, почему залезать на подоконник нельзя. 

Не учите ребенка подставлять что-либо под ноги, чтобы выглянуть в окно. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна. 

Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научится делать это самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире. Открывая окно для проветривания, постарайтесь, чтобы оно было открыто не более чем на 10 см.

Ради безопасности детей следует снимать ручки со стеклопакетов, чтобы малыш не мог самостоятельно открыть окно, а также обязательно использовать запирающие устройства («детские замки»). Отодвиньте мебель от окон, это поможет предотвратить случайное попадание ребенка на подоконник. 

Инородные мелкие предметы

Проглоченные детьми инородные тела – одна из актуальных проблем в хирургической практике, она существенно обострилась с появлением в обороте монет. Дети часто глотают мелкие детали игрушек, сережки, батарейки, запонки.

В последние годы не единичны случаи, когда младенцы умирают в результате асфиксии дыхательных путей пищевыми массами. Медики всегда предупреждают родителей о последствиях неправильного ухода за новорожденными.

Справочно: В январе 2020 года в Лидском районе Гродненской области в результате аспирации рвотными массами погибла годовалая девочка 2019 года рождения.

Надо всегда помнить о необратимости последствий невнимания к детям. Оставшиеся без присмотра и контроля со стороны взрослых, дети могут травмироваться.

Справочно: В феврале 2019 года трагический случай произошел в Новогрудском районе Гродненской области. Там девочка 2010 года рождения, возвращаясь из школы, не пошла домой по дороге, а решила перелезть через забор, которым ограждают приусадебные участки. По стечению обстоятельств портфель зацепился за штакетник деревянного забора, ребенок повис, не достав до земли ногами, и далее произошло самопроизвольное удушение. На помощь девочке прийти было некому, она погибла.

Зачастую взрослые не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка. Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, горячие кастрюли и сковороды на плите и т.д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок и травмировать себя.

Бытовая химия. Ожоги

Бытовая химия, которая вкусно пахнет и ярко выглядит, словно магнит, притягивает детское внимание. Последствия «дегустации» могут быть трагическими. Препараты бытовой химии, чистящие средства содержат в своем составе опасные вещества – щелочи и кислоты. Данные компоненты при приеме внутрь вызывают тяжелое отравление, нередко приводят к смертельному исходу. О том, что от детей нужно прятать опасные жидкости, бытовую химию знают все. Но надеясь непонятно на что, взрослые оставляют опасные вещества в зоне доступа ребенка.

В повседневной жизни дети регулярно оказываются подверженными воздействию пламени и горячей воды.

Справочно: В марте 2019 года в д. Гуденики Островецкого района Гродненской области восьмимесячный ребенок опрокинул на себя таз с кипятком, в результате чего получил ожоги 33% тела.

В сентябре 2019 года в Лидском районе Гродненской области несовершеннолетняя 2017 года рождения села на створку духового шкафа и на нее вылился суп. Ожег составил 17 % тела. Дети погибли.

Как этого избежать:

Не ставьте на край стола (плиты) чашки с горячим чаем, тарелки с супом, кастрюли и сковородки, потому что ребенок может опрокинуть это на себя.

Если вы сидите за столом и держите на руках ребенка, будьте вдвойне осторожны, малыш может потянуть на себя скатерть или схватить то, что находится в зоне его доступа.

Ребенок не должен находиться вблизи огня при приготовлении шашлыка, сжигании мусора.

Уберечь детей от несчастья поможет выполнение простых правил:

не оставляйте детей без присмотра даже на самое короткое время: дети – исследователи, им все интересно: спички в красивом коробке, блестящий нож, ножницы, розетки, открытая дверь на балкон, открытое окно, бутылочка с яркой этикеткой... До беды, в этом случае, – один шаг;

не храните, не оставляйте в доступном для ребенка месте спички, колющие, режущие предметы, а также утюг, кастрюли, сковородки, чайник, чашки, тарелки;

не ставьте предметы бытовой химии туда, откуда их может достать ребенок: бытовая химия вызывает тяжелые отравления, ожоги глаз, кожи, пищеварительной системы;

не давайте детям для игры мелкие предметы (пуговицы, шарики, монеты, бусы, конструкторы с мелкими деталями и т.п.): ребенок может взять их в рот и случайно проглотить, засунуть в нос, уши и т.д., что станет непосредственной угрозой для здоровья, а иногда и жизни ребенка;

не оставляйте в доступном для ребенка месте лекарства, так как ребенок может съесть или выпить их и получить серьезное отравление, которое может поставить ребенка на грань жизни или смерти;

не оставляйте открытыми (поставленными на проветривание) окна в доме (квартире): подставив стул (табуретку), ребенок влезет на подоконник, обопрется на москитную сетку, чтобы посмотреть вниз, и выпадет из окна. Москитная сетка не предназначена для защиты от выпадения из окна;

не разрешайте маленькому ребенку включать самостоятельно телевизор, компьютер, другую бытовую технику. Не оставляйте ребенка одного возле включенной бытовой техники;

не оставляйте включенными в сеть строительные инструменты (дрели, пилы и т.д.);

следите, чтобы в квартире (доме) все бытовые приборы находились в исправном состоянии, электросеть не была перегружена, сетевые фильтры (удлинители) были без повреждений и не были протянуты через всю комнату (т.е. по ним никто не должен ходить, переступать через них и т.п.);

не позволяйте детям играть вблизи строящихся объектов, разрытых теплотрасс, котлованов под инженерные коммуникации и т.д.

Пренебрежение этими запретами может привести к необратимым трагическим последствиям!

Зачастую взрослые не подозревают о том, что их беспечное, невнимательное поведение по отношению к детям приводит к трагедиям.

Необходимо напомнить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрена уголовная и административная ответственность за ненадлежащее воспитание, содержание и развитие детей.

Предупредите своих детей об ответственности за нарушение общественного порядка, распитие пива, спиртных напитков, управление без прав транспортными средствами, совершение хулиганских или иных противоправных действий, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, влекущих необходимость вмешательства правоохранительных органов.

Отправляя детей на улицу, одевайте их в яркую одежду со световозвращающими элементами или фликерами. Дети-пешеходы – это особая категория участников дорожного движения, которые порой забывают об опасности и устраивают игры на дороге.

Не отпускайте детей одних на водные объекты. Не допускайте нахождение детей до 16 лет на улице без сопровождения взрослых с 23.00 ч. до 06.00 ч.

Если ребёнок посещает какие-либо массовые мероприятия самостоятельно, постарайтесь постоянно быть с ним на связи, чаще звоните ему, узнавайте, куда и с кем он уходит, чтобы иметь возможность связаться не только с ним, но и его друзьями, а также их родителями.

Наверняка рядом с вами живут семьи, не всегда благополучные, у которых есть дети. Обращайте внимание на то, чем заняты несовершеннолетние. Пресекайте все небезопасные детские игры, случайным свидетелем которых вы стали. Помните, сегодня вы остановили на пути к беде чьего-то ребенка, а завтра кто-то остановит вашего.

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых.

Занятость детей

Для желающих отдохнуть и укрепить здоровье запланировано открыть 875 лагерей (375 лагерей с круглосуточным пребыванием, 500 – с дневным). Предполагается охватить оздоровлением 63,5 тысяч детей, в том числе свыше 450 детей-инвалидов и 1,5 тысячи детей-сирот. 

В Гродненской области запланировано охватить оздоровлением 57% детей от подлежащих оздоровлению (6-17 лет).

Справочно:  2019 – 56%, 2018 – 54%.

Средняя стоимость путевки в стационарные лагеря  составляет около 440 рублей. Государственная дотация на удешевление стоимости путевки установлена в размере 205 рублей.

Справочно: дотация в дневные лагеря составляет 85 руб., в круглосуточные лагеря с 9-дневным режимом работы  - 88 руб.

Подросткам предлагается отдохнуть и поработать в лагерях труда и отдыха (90 лагерей для 1422 подростков), в производственных бригадах по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите (10 дней), в студенческих отрядах, сформированных территориальными комитетами общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (не менее 10 дней).

Для учащихся учреждений профессионального образования предусмотрен  отдых в 14 профильных лагерях и лагерях труда и отдыха. Второй год для 180 учащихся этой категории  в планах  оздоровительная смена на базе лагеря «Свитязь» Новогрудского района. Будет продолжена практика работы профильного лагеря «Наука», лагерей для учащихся аграрных и педагогических классов.

В летний период продолжат свою деятельность учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Будут работать  творческие мастерские (клубы и объединения по интересам), хобби-центры, лидер-клубы, игровые и шоу-программы, пройдут творческие и интеллектуальные конкурсы. Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей и молодежи организуют более 100 летних творческих мастерских и 70 дворовых площадок, а также профильные оздоровительные лагеря,  как на своей базе, так и на базах других учреждений образования (45 лагерей  для 1253 человек, из них 25 – палаточные для 475 детей). Около 500 объединений по интересам ежегодно функционирует согласно утвержденным графикам на летний период.

Будут охвачены мероприятиями и ребята из сельской местности. В агрогородках пройдут презентационные встречи в рамках Дня сельского школьника, будут  проведены выездные рекламные акции, а также реализованы республиканские - «Малая родина: эстафета полезных дел» и «Беларусь помнит».

С целью организации досуга и здоровьесберегающего отдыха реализуется областной проект «Лето – 2020: время отдыха, социально-значимых дел, личностного самосовершенствования». Так, будет работать платформа дистанционного взаимодействия «Мой лагерь» (конкурс видеоклипов, онлайн-путеводителей по лагерю), «Автограф моего лета» (история моего лета в кадрах), челлендж «Гродненская область,  присоединяйся!», конкурс летнего гастрономического рассказа «ЕСТЬ!» и др.

Подробная информация об оздоровительных лагерях размещена на сайтах главного управления образования облисполкома и учреждения образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи». 

3. 17 мя 2020 года – Международный день памяти людей, умерших от СПИДа «Я знаю. Я действую. Я живу!» 

16.04.2020

Темы единого дня информирования 16 апреля 2020г.:

1. "Итоги Великой Отечественной войны и вклад белорусского народа в общую Победу";

2. "Мероприятия по регулированию распространения и численности борщевика Сосновского";

3. "Республиканский фестиваль национальных культур" 

4."Профилактика респираторных инфекций,в том числе коронавирусной инфекции COVID-19" 

19/03/2020

19 марта 2020г. состоялся единый день информирования по темам:

1. «Социально-экономическое состояние регионов и перспективы их развития»;

2. «О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»;

3. «Профилактика пожаров ипредупреждение чрезвычайных ситуаций в жилом секторе» 

20.02.2020

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ

Тема:  Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития

Дополнительные темы:

«Профилактика киберпреступлений, ответственность граждан за их совершение»;

«О социально-экономическом развитии Гродненской области за 2019 год»;

«Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»

Время проведения: 15.30

16.01.2020 
РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:
ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НАСЕЛЕНИЯ

Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации
Национального статистического комитета Республики Беларусь,
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь


Результаты изучения общественного мнения в течение последних лет свидетельствуют о том, что тройку самых актуальных вопросов, волнующих граждан страны, составляют рост цен, доходы и занятость населения.

Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенко в ходе рабочей поездки в Брестскую область в марте 2019 г. отметил, что «цены, выплата зарплат, рабочие места и размер заработной платы и пенсий – это те вопросы, которые необходимо постоянно держать на контроле».

Обеспечение эффективной занятости населения играет важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей) – конституционное право граждан Республики Беларусь. И Президент, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2019 г. подчеркнул, что для всей вертикали власти «по-прежнему приоритетной задачей остается создание высокопроизводительных рабочих мест. Снижение уровня занятости населения или сокращение числа рабочих мест недопустимо ни под каким предлогом. А все, кто их создает, получат всемерную поддержку на любом уровне».

В числе ключевых государственных задач остается также и рост доходов населения. Глава государства постоянно отмечает, что «пускай помалу, но зарплаты, пенсии и пособия в стране растут. Люди это видят». Но тем не менее, «надо обратить внимание руководителей, что зарплата – это святое, это основной источник дохода нашего населения, ее надо выплачивать вовремя и обеспечивать рост», – поручил Президент руководителям государственных органов в июле 2019 г.
 

Доходы населения и разработка действенных механизмов мотивации труда


Структура денежных доходов населения Республики Беларусь в 2019 году

Размер доходов населения является важнейшим показателем благосостояния общества, а также значимым критерием эффективности социально-экономической политики государства. Поэтому неудивительно, что «устойчивый рост доходов населения путем обеспечения достойной оплаты труда во взаимоувязке с ростом его производительности, повышения социальных стандартов жизни для граждан, не занятых в экономике» выступает одной из важнейших задач формирования социального компонента устойчивого развития страны (в соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года).

Денежные доходы населения включают:

  • оплату труда работников,
  • доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход,
  • трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению),
  • доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и другие доходы от собственности),
  • прочие доходы (выигрыши по лотереям, доходы от продажи вторсырья и др.).

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) растут. Так, в январе–октябре 2019 г. они составили 106,6% к уровню января–октября 2018 г. при прогнозе на 2019 год – 103,4%.

Справочно.
 

Реальные располагаемые денежные доходы населения, данные в январе–сентябре 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г.: Брестская область – 106,3%, Витебская область – 105,3%, Гомельская область – 106,2%, Гродненская область – 105,6%, г.Минск – 108,3%, Минская область – 108,1%, Могилевская область – 104,8%.


Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

В общем объеме денежных доходов основную часть занимает оплата труда – 64,1%. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляют 7,8%, трансферты населению – 23,4%, доходы от собственности – 2,3%, прочие доходы – 2,4%.

Заработная плата: состояние в реальном секторе и бюджетной сфере

Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников различных отраслей экономики. Номинальная начисленная заработная плата в республике в январе–ноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 13,6% (прогноз на 2019 год – на 9,3%) и составила 1 073,5 руб. (прогноз – 1 046,0 руб.), в том числе в ноябре – 1 113,1 руб.

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда в январе–ноябре 2019 г. – в г. Минске (1 505,2 руб.), самый низкий – в Могилевской области (889,7 руб.).

В разрезе экономической деятельности лидерами по размеру заработной платы остаются работники IT-сектора, сферы горнодобывающей промышленности и производства химических продуктов, нефтепереработки, металлургического производства, финансовой и страховой деятельности, науки и научного обслуживания, органов государственного управления, строительства.

При этом Глава государства неоднократно указывал на то, что рост заработных плат должен быть увязан с производительностью труда: «Людям надо платить нормальную зарплату, но деньги надо заработать – тут вопросов нет». Особенно актуально это требование сегодня, когда по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь реальные зарплаты белорусов по-прежнему увеличиваются заметно быстрее, чем производительность труда. Так, если за январь–ноябрь 2019 г. производительность труда увеличилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то реальные зарплаты – на 7,5% (за этот же период).

Справочно.
 

По росту производительности труда лидируют Минская (+4,3%), Брестская (+2,9%) и Могилевская (+1,2%) области.

Минская область находится на первом месте и по росту реальных заработков (+8,1%). На втором месте – г.Минск (+7,7%), на третьем – Брестская область (+7,5%).


С одной стороны, такой рост нельзя не приветствовать, потому что повышается уровень благосостояния граждан, причем это повышение заработной платы происходит при условии стабильной работы экономики в целом, спокойной ситуации на валютном рынке. С другой стороны, руководство страны не может не беспокоить то обстоятельство, что рост производительности труда отстает от роста заработных плат. Поэтому ситуация находится на постоянном контроле Совета Министров Республики Беларусь.

Стабильная экономическая ситуация в стране позволила увеличить и размер минимальной заработной платы, которая является одной из мер социальной защиты трудящихся. Это та сумма денежных средств, ниже которой платить недопустимо, если работник работает на полную ставку и выполняет нормативный объем работ.

Справочно.
 

С 1 января 2019 г. минимальная заработная плата установлена в размере 330 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2018 г. № 870).

С 1 января 2020 г. минимальная заработная плата установлена в размере 375 руб., что составит 100,7% минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек, действующего на дату ее установления (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582).


Пристальное внимание в стране уделяется организациям бюджетной сферы, играющим важнейшую социальную роль (учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства и т.д.). Так, в апреле 2019 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко потребовал от Правительства «обеспечить соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и средней зарплаты по стране на уровне не ниже 80%».

Уже в ноябре 2019 г. поставленная задача была выполнена: соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике в целом составило 80,6%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы в январе–ноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 14% (прогноз на 2019 год – на 9,5%) и достигла 830,4 руб. (прогноз на 2019 год – 810 рублей), в том числе в ноябре – 897,2 руб.

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда работников бюджетных организаций в январе–ноябре 2019 г. – в г.Минске (1026,8 руб.), самый низкий – в Брестской области (774 руб.).

Правительством Республики Беларусь принимаются меры по дальнейшему повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Справочно.
 

В 2019 году дважды была повышена тарифная ставка первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций:

с 1 мая 2019 г. с 35,5 руб. до 36,4 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 214);

с 1 сентября 2019 г. с 36,4 руб. до 41 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 583).


Приоритетные направления повышения оплаты труда

В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Республики Беларусь принято решение о поэтапном увеличении заработной платы отдельных категорий работников образования и здравоохранения в два раза в период 2018–2025 годы. Правительством в 2018–2019 годах реализовано два этапа данного повышения: с 1 сентября 2018 г. и с 1 января 2019 г. Таким образом, увеличена заработная плата педагогическим работникам, включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава, помощникам воспитателей, медицинским и фармацевтическим работникам.

За январь–ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла на 20,7%, врачей – на 20%, среднего медицинского персонала – на 17,3%.

Пристальное внимание Главы государства А.Г.Лукашенко к оплате труда работников сферы образования неслучайно. В феврале 2018 г. во время рабочей поездки в Слуцкий район Президент заявил: «По учителям будем разбираться серьезнейшим образом. Надо за будущую пятилетку и оставшееся время заработную плату учителям удваивать. Это не популизм. Учитель у нас сегодня остался главным звеном на селе, в малых городах, районных центрах. И даже в Минске, областных центрах наша опора – учитель».

Принимая 26 августа 2019 г. с докладом Министра образования И.В.Карпенко, белорусский лидер напомнил и про задачу повышать уровень доходов низкооплачиваемых категорий работников, в том числе в дошкольном образовании: «Мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая, особенно в детском садике. … Надо зарплаты у них подтягивать». По информации Министерства образования Республики Беларусь, уже разработана программа, согласно которой к 2025 году заработная плата педагогических работников должна составить 100% к средней зарплате по стране, а профессорско-преподавательского состава – 150%.

Рост оплаты труда в организациях системы здравоохранения также на особом контроле у Президента. В соответствии с поручением А.Г.Лукашенко заработная плата медиков к 2025 году должна составлять не менее 150% к средней зарплате по стране. К примеру, на 2020 год запланирован поэтапный рост зарплат медработников до 20% (что в среднем выше, чем у других бюджетников), для чего в бюджете заложено финансирование.

Во время посещения Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова 30 октября 2019 г. Глава государства подчеркнул, что работа по увеличению зарплат врачей будет продолжаться: «Мы, конечно, будем придерживаться этой линии, и к 2025 году у нас будет двойная зарплата у врачей».

Внимание властей направлено и на обеспечение достойного уровня жизни работников культуры. Так, по данным руководства Министерства культуры Республики Беларусь, зарплаты работников сферы к 2023 году должны вырасти до 80% от средней зарплаты по стране.

Одной из приоритетных задач руководства страны в 2019 году было снижение количества предприятий со средней зарплатой до 400 руб., а в 2020 году – с зарплатой меньше 500 руб.

Справочно.
 

По информации Министерства труда и социальной защиты, в январе–феврале 2019 г. насчитывалось 250 организаций, средняя зарплата на которых была бы ниже 400 руб., в январе–марте – 207, январе–июне – 50, в январе-сентябре – 14, а в январе–ноябре количество таких организаций сократилось до 10.


Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций

В целях совершенствования подходов к оплате труда работников бюджетных организаций издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ). Указом определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций (тарифной системы, структуры заработной платы, наименования стимулирующих и компенсирующих выплат, базы их исчисления и размеров и т.д.).

В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:

Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с межразрядной разницей не менее 6% для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. Указанная тарифная сетка введена в действие с 1 января 2020 г.

Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы.

Размер базовой ставки будет определяться Правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь (в настоящее время – 185 рублей).

Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций. Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из: оклада, стимулирующих (надбавки, премии) и компенсирующих (доплаты) выплат. Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено. При этом в централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты:

надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

  • до 5 лет – 10%;
  • от 5 до 10 лет – 15%;
  • от 10 до 15 лет – 20%;
  • от 15 лет и выше – 30%.

Премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5% от суммы окладов работников;

единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);

материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;

надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты за ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – Указами Главы государства, постановлениями Правительства и Министерства труда и социальной защиты.

Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам. Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Также Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Таким образом, с учетом вышеизложенной информации Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.

Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы

Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде. В январе–ноябре 2019 г. было выявлено 2 593 факта (в ноябре 2019 г. – 225 организаций) нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы, сумм, причитающихся работникам на день увольнения, среднего заработка за время трудового отпуска.

Вместе с тем есть и положительная динамика. Так, на 19% сократилось количество случаев просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2019 г. в сравнении с 2018 г. (910 и 1 124 случая соответственно). По состоянию на 1 января 2020 г. просроченная задолженность по заработной плате допущена в 98 организациях.

Справочно.
 

За выявленные нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 2 034 нанимателя и 1 974 должностных лица нанимателей на общую сумму 733,7 тыс. руб.


Уменьшилось на 6,5% за этот же период и количество случаев нарушения нанимателями законодательства о труде в части несоблюдения минимальных гарантий по оплате труда (174 факта за январь-ноябрь 2019 года и 186 – за январь-ноябрь 2018 года). В ноябре 2019 г. такие нарушения были зафиксированы в 7 организациях.

Справочно.
 

За допущенные нарушения к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 149 должностных лиц нанимателей на сумму 9,4 тыс. руб.


Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции. Кроме того, осуществляется комплекс мер, направленных на расширение и поиск новых рынков сбыта продукции, заказов на ее производство, модернизацию производств, оказывается содействие организациям в привлечении дополнительных заемных средств, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций.

В свою очередь организациями республики осуществляется постоянная работа по обеспечению устойчивой производственной деятельности, оперативному и полному взысканию дебиторской задолженности, оптимально эффективной организации работы персонала и его численности и др.
 

Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения


Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы в стране в 2019 году, ситуация в сфере занятости

С 2016 года реализация политики занятости в Республике Беларусь обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Беларусь создана государственная служба занятости населения. Работу данной службы возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты.

Справочно.
 

Нормативная правовая база, регламентирующая правовые, экономические и организационные вопросы государственной политики в области содействия занятости населения, размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1289468183).


Деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда.

В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы.

В январе–ноябре 2019 г. в национальной экономике было занято 4330,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения незначительно сократилась (на 7,7 тыс. человек, или на 0,2%).

В 28 регионах республики (в том числе и г.Минске) наблюдается темп роста численности занятых более 100% (в 2018 году – только в 18 регионах).

За январь–ноябрь 2019 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 169,7 тыс. человек (88,8% к соответствующему периоду 2018 года). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 186,6 тыс. человек (84,9% к январю–ноябрю 2018 г.).

На 1 декабря 2019 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 10,2 тыс. безработных (на 28% меньше, чем на 1 декабря 2018 г.). Средняя продолжительность безработицы по сравнению с 2018 годом сократилась с 3,4 месяца до 2,8 месяца.

Справочно.
 

Более половины всех состоящих на учете безработных – это мужчины (64,3%, в 2018 году – 62,9%). Молодежь в возрасте 16-30 лет составляет 21,6% (в 2018 году – 22,5%).


Число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите, по сравнению с 1 декабря 2018 г. увеличилось на 14,7% и на 1 декабря 2019 г. составило 90,1 тыс. Это в 8,8 раза больше численности безработных. Средний период трудоустройства составил 1,4 месяца (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,6 месяца).

Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,2% к численности рабочей силы, а также снизить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) с 4,8% за 9 месяцев 2018 г. до 3,9% в аналогичном периоде 2019 года.

Расхождение в цифрах объясняется тем, что Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь определяет уровень безработицы по числу зарегистрированных в службе занятости. В последние годы этот показатель не превышал 1%. Но раз в квартал Национальный статистический комитет Республики Беларусь оценивает данный показатель по методологии МОТ, которая заключается в выборочном обследовании домашних хозяйств. При этом безработными считаются люди, которые в период проведения обследования удовлетворяли одновременно следующим критериям: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы – обращались в государственную или коммерческую службы занятости, обращались в СМИ или Интернет, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе в течение недели. Таким образом, в качестве безработных также могут учитываться пенсионеры и студенты дневных отделений.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в ходе указанного обследования опрашивается население в возрасте от 15 до 74 лет включительно. Нижняя возрастная граница определена в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций (ООН) по проведению переписи населения, в которых установлено, что минимальный возраст для определения экономической активности населения не должен превышать 15 лет, а верхняя граница – с учетом наличия фактов экономической деятельности.

Справочно.
 

Оценка по методологии МОТ показывает, что безработица в Беларуси находится в рамках соответствующих показателей стран Евросоюза. Там по итогам III квартала 2019 года самый низкий уровень безработицы отмечался в Чехии (2,1%), Германии (3,2%) и Нидерландах (3,3%). Больше всего безработных оставалось в Греции – 18,5%. Следом шли Испания (13,8%) и Италия (10,2%).

В США безработица в 2019 году держалась на уровне 3,6%.


Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда (показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию) снизился с 0,2 на 1 декабря 2018 г. до 0,1 безработных на одну вакансию на 1 декабря 2019 г. (для сравнения: в марте 2015 г. данный показатель достиг своего максимума за последние время – 1,8).

Благоприятное влияние на рынок труда оказывает также сокращение масштабов вынужденной неполной занятости.

Режимом вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2019 г. были охвачены 55,4 тыс. человек или менее 2% от списочной численности работников (в январе-ноябре 2018 г. – 75,7 тыс. человек или 2,6 процента от списочной численности работников).

Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» поставлена и выполняется задача по обеспечению ежегодного увеличения количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места не менее чем на 50 тыс. человек.

«Создание рабочих мест должно стать основным показателем эффективности работы руководителей государственных органов», –таково требование А.Г.Лукашенко.

На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места составляли 67 660 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 48 900 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. по республике трудоустроено на вновь созданные рабочие места 50 352 человека (на 1452 больше прогноза, или 103% к прогнозному показателю). В Минске план перевыполнили на 2 252 человека, в Брестской и Гродненской областях – на 570 и 331 человека соответственно.

Справочно.
 

В частности, в 2019 году трудоустроены на созданные рабочие места новых производств действующих предприятий:

ИООО «ЭПАМ Системз» (г.Минск) – 774 человека; ОАО «Радиоволна» (г.Гродно) – 343 человека; БелАЗ (г.Жодино) – 300 человек; филиал «Витебск-табак» СЗАО «ЭНЕРГО-ОИЛ» – 127 человек; ИООО «Омск Карбон Могилев» (производство технического углерода) – 132 человека; СП «Санта Бремор» ООО (г.Брест) – 115 человек; ОАО «Речицкий метизный завод» – 38 человек.

Трудоустроены на созданные новые предприятия:

ООО «ЦРПО Арас Корп» (г.Минск) – 180 человек; ООО «Полиполь Мебель Бел» (Ивацевичский район) – 150 человек; ООО «Фермер Кошелев» (Буда-Кошелевский район) – 65 человек.


Деятельность руководства страны и далее направлена на ее успешное социально-экономическое развитие и закрепление сложившихся положительных тенденций на рынке труда. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2019 № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год» определен перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на 2020 год, в который вошли 29 регионов (22,7 процента от общего числа административно-территориальных единиц). В 2019 году в такой перечень было включено 53 региона и по данным на 1 декабря 2019 г. ситуация улучшилась в каждом из них.

Справочно.
 

По Брестской области в перечень включено 3 региона: Березовский, Ивановский и Лунинецкий районы;

по Витебской области – 9 регионов: Бешенковичский, Глубокский, Городокский, Миорский, Поставский, Россонский, Сенненский, Толочинский и Шарковщинский районы;

по Гомельской области – 3 региона: Добрушский, Рогачевский и Хойникский районы;

по Гродненской области включено 2 региона: Зельвенский и Свислочский районы;

по Минской области – 9 регионов: Березенский, Вилейский, Копыльский, Крупский, Логойский, Молодечненский, Мядельский, Пуховичский и Слуцкий районы;

по Могилевской области – 3 региона: Дрибинский и Круглянский районы, г.Бобруйск.


Реализуемые государством активные меры по обеспечению занятости населения, в том числе работников, высвобождаемых в результате модернизации, реструктуризации производств, предусматривают:

  • содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;
  • содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;
  • организацию профессиональной подготовки (переподготовки);
  • организацию оплачиваемых общественных работ;
  • интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности безработных.

В этих целях отработан и эффективно действует механизм актуализации Общереспубликанского банка вакансий (внедрен в 2007 году в целях информирования граждан, нуждающихся в трудоустройстве, о наличии вакансий на предприятиях республики), размещенного на портале Государственной службы занятости. Стоит отметить, что банк вакансий активно используется: в январе–ноябре 2019 г. зафиксировано 15,2 млн. посещений.

С вступлением в силу в 2016 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» впервые урегулированы вопросы деятельности агентств по трудоустройству. С 1 января 2017 г. предоставление гражданам услуг по содействию в трудоустройстве на территории страны может осуществляться только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые включены в Реестр агентств по трудоустройству (на сегодняшний день – более 170 агентств).

Для агентств определен порядок предоставления услуг и, что самое главное, плата за услугу осуществляется гражданами только по факту ее предоставления.

Содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–ноябрь 2019 г. оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 127 тыс. человек, из них 63,1 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 63,6% от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2019 года 59%.

Рынок труда сегодня стремительно меняется, растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но при этом постоянно требуются и работники без специализированной подготовки.

Как и в 2018 году, на рынке труда более востребованы рабочие (водитель автомобиля, швея, продавец, машинист, повар, каменщик, электрогазосварщик) – 63,6% от общего числа вакансий. В этом году появился новый тренд – очень высок спрос на профессии, которые не требуют специальной подготовки: сторожа, вахтеры, охранники и так далее. Причем они не всегда низкооплачиваемые.

На долю вакансий для специалистов приходится немногим более трети – здесь сегодня очень востребованы врачи, ветеринары, бухгалтеры, инженеры по охране труда и особенно IT-специалисты – на них последние три года спрос постоянный.

Содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 148 семьям безработных.

Организация профессиональной подготовки (переподготовки). В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда республики на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 5 150 безработных (5,2% от нуждающихся в трудоустройстве безработных при прогнозе 5,5%).

Справочно.
 

На обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлено 3 233 человека, или 62,8% от общего числа направленных безработных.


В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказаны профориентационные услуги 36,2 тыс. обратившихся граждан. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 37,5 тыс. учащихся учреждений общего среднего образования.

С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 544 безработным.

В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».

Организация оплачиваемых общественных работ. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 35,6 тыс. человек. Обеспечена временная трудовая занятость 31,6 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения. Забронировано 21 262 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в январе–ноябре 2019 г. трудоустроено 5 790 безработных.

Справочно.
 

На забронированные рабочие места трудоустроены 1 909 безработных из числа родителей в многодетных и неполных семьях, 680 инвалидов, 473 безработных из числа граждан, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года, 1 238 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, 877 военнослужащих, уволенных с военной службы и 508 лиц предпенсионного возраста.


На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 493 инвалида.

Содействие в организации предпринимательской деятельности безработных. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.

Сегодня граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Справочно.
 

На 1 октября 2019 г. по заявительному принципу деятельность осуществляют 39 927 физических лиц, ими уплачено 5,89 млн. рублей единого налога (за аналогичный период 2018 года – 32 322 физических лица, уплачено – 3,4 млн. рублей);

количество физических лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности, по республике составило 18 400 человек (за аналогичный период прошлого года – 13 448 человек).


Помимо этого, содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе–ноябре 2019 г. оказано 1 546 безработным.

О работе по популяризации предпринимательской деятельности в Беларуси

Стоит отметить, что в последние годы в стране проделана значительная работа по популяризации и совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности для действующих субъектов хозяйствования, а также активизации предпринимательских инициатив граждан.

В республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится конкурс «Предприниматель года», в котором приняли участие тысячи предпринимателей и руководителей малых и средних предприятий из всех регионов республики.

Изменение целого ряда правовых условий осуществления предпринимательской деятельности принесли свои положительные результаты.

Справочно.
 

Упразднены многие устаревшие административные процедуры (в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рекламы, транспортных перевозок); примерно в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований; усовершенствованы вопросы контрольной (надзорной) деятельности; установлен мораторий до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов.


Для действующих субъектов хозяйствования указанные меры позволили значительно сократить финансовые, трудовые и временные затраты на администрирование бизнеса, а для начинающих предпринимателей являлись дополнительным стимулом к открытию собственного дела.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

Справочно.
 

Стратегией определено, что для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в реализацию социально-экономических задач страны.


Принятые Главой государства и Правительством меры позволяют сохранить положительную тенденцию роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 ноября 2019 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составило 362 745 единиц, или 104% к аналогичному периоду 2018 года.

Для оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, состоящая на 18 декабря 2019 г. из 110 центров поддержки предпринимательства и 26 инкубаторов малого предпринимательства.

Справочно.
 

Указанные структуры оказывают консультации по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, бухгалтерские и юридические услуги, услуги по ведению кадрового учета, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются бизнес-планы, курсы, семинары, тренинги, стартап-мероприятия, осуществляется выставочно-ярмарочная деятельность, проводятся биржи деловых контактов и другие деловые мероприятия.


Законодательством также предусмотрены и используются субъектами малого и среднего предпринимательства меры имущественной поддержки:

  • предоставление в безвозмездное пользование недвижимого имущества, применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы;
  • предоставление права преимущественного приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства объекта недвижимого имущества, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды этого объекта не менее трех лет;
  • предоставление рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.

Особенности внутренней и внешней трудовой миграции населения.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, которое проводит Национальный статистический комитет Республики Беларусь в целях изучения проблем занятости населения, в 2018 году большинство работающих граждан (86%) трудились в организациях, расположенных по месту проживания, около 13% – в организациях, расположенных в других населенных пунктах республики, и менее 2%– за пределами Республики Беларусь.

Более 80% выезжающих на заработки за границу, не меняя при этом своего постоянного места жительства, трудоустраивались в России. Из общей численности внешних трудовых мигрантов каждый второй – гражданин в возрасте 25-39 лет.

По данным МВД за январь–сентябрь 2019 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:

выехало из республики 7,4 тыс. человек, или 81,6% от уровня 2018 года (в январе–сентябре 2018 г. – 9,1 тыс. человек). Выезжают граждане преимущественно в Российскую Федерацию (3,4 тыс. человек, или 45% от общего количества выехавших), Польшу (1335 человек, или 18,1%), Литву (903 человека, или 12,2%) и Чехию (658 человек, или 8,9%);

въехало в республику 14,9 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. – 11,8 тыс. человек). Основными донорами трудовых мигрантов являлись: Российская Федерация (4,5 тыс. человек, или 30,1% от общего количества въехавших), Китай (3,5 тыс. человек, или 23,5%), Украина (2,3 тыс. человек, или 15,7%), Узбекистан (934 человека, или 6,3%).

Положительное сальдо трудовой миграции за январь–сентябрь 2019 г. составило 7,5 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. –2,7 тыс. человек).

В последнее время много говорят о ситуации с оттоком кадров в здравоохранении. По сведениям Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в год за границу уезжает 190-210 медиков (без учета тех, кто выехал в Россию).

Справочно.
 

Обеспеченность специалистами с высшим медицинским образованием на начало 2019 года составила 55,6 на 10 тыс. населения, что выше, чем в странах Евросоюза (ЕС) – 33,4 и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) – 38,1.

Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на начало 2019 года составил 121,7 на 10 тыс. населения, что значительно выше аналогичного показателя в странах ЕС (86,8) и СНГ (62).


В то же время, согласно данным Республиканского банка вакансий, врачи и медсестры уже продолжительное время входят в пятерку самых востребованных специалистов в нашей стране.

Справочно.
 

На 1 декабря 2019 года в Беларуси было 3 021 вакансия для врачей-специалистов, для медсестер – 2 911 предложений. Самый большой дефицит медицинских кадров – в Гомельской области и в г.Минске.


Проблема кадров в здравоохранении находится на постоянном контроле Президента. 30 октября 2019 г., посещая Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова, он заявил: «Нас это волнует, но не напрягает. Может, и ничего страшного, что человек поехал, где-то чему-то подучился. Главное, чтобы он не забывал о стране, возвращался обратно и помогал ей».

Одним из направлений государственной поддержки сферы здравоохранения является обеспечение жильем медицинских работников.

Так за 2017-2019 годы обеспечены жильем 2269 молодых специалистов (в том числе выделено 572 арендных квартиры и 534 отдельные комнаты в общежитиях).

Контролируя ход строительства общежитий семейного типа для медработников в поселке Лесковка Минского района, А.Г.Лукашенко отметил, что «надо строить такие так называемые общежития: для врачей, для медсестер, для тех, кто работает в больницах. Это будет очень сильно привязывать человека к этой клинике, к этому центру, к этой земле».

Справочно.
 

Торжественное открытие объекта в Лесковке состоялось 18 декабря 2019 г. Однокомнатные и двухкомнатные квартиры здесь получили 348 семей сотрудников РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова и областных учреждений здравоохранения.

Только в Минской области в 2020 году, по информации главного управления по здравоохранению Миноблисполкома, планируют построить более 350 квартир для медицинских работников.


Также для оснащения организаций здравоохранения республиканского, областного и районного уровней предприятиями «Медтехника» за 9 месяцев 2019 г. закуплено медицинское оборудование и изделия медицинского назначения на сумму 365,1 млн. руб.
 

***


Ключевая задача на всех уровнях государственного управления сегодня – обеспечение достойного уровня и качества жизни населения страны. Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «достижение высоких стандартов качества жизни и социального благополучия посредством развития потенциала и равных возможностей для каждого человека, обеспечения достойного труда и высоких доходов населения, сохранение природных систем для нынешних и будущих поколений».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.